ae_krylov (ae_krylov) wrote,
ae_krylov
ae_krylov

Category:

ЗАБЫТОЕ ИНТЕРВЬЮ ВИЗБОРА

Предлагаю Вашему вниманию интервью Юрия Визбора, не вошедшее ни в трёхтомное собрание его сочинений, ни в его библиографию[1].




[1] Товарищи подсказали: сведения об этом интервью имеются с списке литературы к книге «Визбор» (ЖЗЛ).

ЮРИЙ ВИЗБОР: ТРУД ДУШИ

В Крыму на отдыхе находится известный артист кино, автор многих популярных песен Юрий Визбор. На днях он был гостем Клуба интересных встреч Симферопольского производственного объединения «Фотон», а после выступления ответил на вопросы нашего корреспондента. 13 Визбор

— Юрий Иосифович, многие читатели нашей газеты хотели бы узнать о начале вашей творческой биографии.

В середине 50-х годов, отслужив в армии, и уже имея специальность журналиста, я был приглашен на Всесоюзное радио. В то время Москва гостеприимно встречала участников Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Было принято решение о создании отдела передач для молодежи, и нам с журналистом Борисом Абакумовым было поручено найти и разработать интересную форму этого нового вида радиопередач. В долгих спорах родилась ныне всем известная передача — радиостанция «Юность».
Но настоящей школой журналистики стала для меня работа в первом советском звуковом журнале «Кругозор». Каждая страница-пластинка этого журнала за 7 минут 30 секунд звучания должна была вместить максимум информации и в то же время создать хорошее настроение, подарить радость встречи с настоящим искусством. В те годы мне посчастливилось /287/ работать в коллективе интересных людей, талантливых журналистов. В «Кругозоре» начинали работать нынешний генеральный директор творческого объединения «Экран» Б. М. Хессин, политический обозреватель Гостелерадио СССР Г. М. Шергова, главный редактор литературно-драматических программ Центрального телевидения С. Н. Есин, лауреат Ленинской премии Д. П. Морозов, автор сценария телефильма «Приключения Электроника» Е. С. Велтистов и многие другие. Общение с ними дало мне творческий заряд на многие годы.

— Журналистика и сейчас является вашей основной профессией?

Не совсем так. В начале 70-х годов я перешел работать в творческое объединение «Экран» Центрального телевидения на студию документальных фильмов. Дело в том, что, по моему глубокому убеждению, из всех видов художественной журналистики документальное кино — наиболее перспективно. Обычно я являюсь автором сценария и режиссером фильма. Это дает возможность наиболее выпукло представить зрителям свою журналистскую концепцию. Зачастую во время съемки, а потом при монтаже сценарий переделывается, корректируется. Сама жизнь диктует эти изменения. Такая возможность есть только в документальном кино, это для меня особенно ценно.
Собственные фильмы выпускаю не очень часто, приблизительно одну ленту в год, четыре из них в последнее время получили премии на различных международных кинофестивалях.

— Документальное кино как бы продолжение вашей журналистской деятельности. Чем для вас является работа в игровом кино, как начиналась эта работа?

Как ни банально это звучит, но сниматься в художественном кинематографе я стал совершенно случайно. В 1965 году мне позвонили из киногруппы Марлена Хуциева, снимавшей фильм «Июльский дождь», и предложили сняться в одной из главных ролей. Честно говоря, я тогда подумал, /288/ что это просто розыгрыш, и повесил трубку. Второй звонок меня озадачил, — розыгрыш затягивался. Я решил встретиться с режиссером. Оказалось, что Хуциев, присутствовавший на одном из моих песенных выступлений, «увидел» меня в своем фильме. Решил попробовать. Сразу же испытал массу трудностей, причем не только в плане актерского ремесла, но и в моральном плане. В одном из эпизодов картины мой герой — фронтовик, прошедший всю войну, приходит на встречу с ветеранами к Большому театру в День Победы. Было решено снимать на живой натуре 9 мая. В сквере у Большого театра было установлено несколько камер, меня загримировали, одели соответствующим образом: в костюм с орденами и медалями. Походив некоторое время среди ветеранов, я, знавший о войне только по книгам и кино, вдруг остро ощутил некую фальшь ситуации, почувствовал себя довольно странно... и неудобно... На глазах удивленной киногруппы снял грим, отстегнул награды и... облегченно вздохнул. В тот момент я был уверен, что это моя последняя съемка. И только терпение и настойчивость М. Хуциева «спасли» меня для кино. «Июльский дождь» стал одним из интереснейших фильмов советского кинематографа. Великолепная актерская работа Е. Ураловой, А. Белявского, А. Митты стала своеобразной школой для меня как начинающего актера.
После этой картины я стал получать приглашения на съемки. И хотя в большинстве случаев отказывался, кое-что в кино все-таки сделано. Могу назвать работу в фильме Л. Шепитько «Ты и я», роли в «Белорусском вокзале», «Начале», «Солдатами не рождаются». Кстати, в этом фильме в роли генерала Захарова я снялся по просьбе К. М. Симонова.
Несмотря на то что актерская работа не является для меня основной, со временем я понял, какой это тяжелый труд души. Именно поэтому, наверное, я снимаюсь только тогда, когда к роли, к фильму, к материалу «лежит душа».

— Ну, а роль Бормана в «Семнадцати мгновениях весны»?.. /289/

Да, к этому материалу, несмотря на его омерзительную суть, у меня был острый интерес. И никакого парадокса в этом нет. Ведь актер, создавая положительные или отрицательные образы, думает прежде всего о зрителях, а уж потом о себе. Когда Татьяна Лиознова предложила мне эту роль, она сказала: «Образ Бормана нужно наделить интеллектом». Действительно, враг — хитрый, сильный, умный — страшный враг. Чем острее борьба с ним, тем ценнее победа над ним. Историческая дистанция в 30 лет дала возможность пристально рассмотреть структуру такого чудовищного явления, каким был фашизм. Считаю, что фильм Т. Лиозновой внес ценный вклад в этот процесс.

— Юрий Иосифович, несколько слов о вашем песенном творчестве.

Песни люблю и пишу очень давно. В юности, да и в зрелые годы увлекался туризмом, альпинизмом, а потом и горнолыжным спортом. Вначале песни писались для тех людей, с которыми я был в горах. Песня помогала нам в пути и на привале, согревала в стужу, звала вперед. Писались эти песни, как говорят в кино, «на натуре». Может быть, поэтому они стали близки многим туристам.
В последнее время я плодотворно сотрудничаю с Сергеем Никитиным. С ним мы написали целый цикл песен, посвященных космическому экипажу Рюмин — Попов. Много пишу для кино. С удовольствием работал над песнями в кинофильме «Москва слезам не верит». Крепкая творческая дружба связывает меня с Булатом Окуджавой, мы были близки и с Владимиром Высоцким. Прочитав недавно вышедший сборник Высоцкого «Нерв», особенно ясно понял, какой это был большой и страстный поэт.

— От имени читателей нашей газеты желаю вам успехов на съемочной площадке и в телевизионной студии, в песнях и стихах, — словом, везде, где находится применение вашему таланту. /290/

Беседовал Г. Иоффе
Крымский комсомолец. Симферополь, 1982. 16 янв.

Печ. по: Иоффе Г. Перечитывая заново: Субъективная ретроспектива. Симферополь: Таврида, 2013. С. 287–290.

Tags: Визбор, Публикация, авторская песня, барды, не моё
Subscribe

  • "МЕНЕСТРЕЛЬ". 1979

    Перебирая старые публикации, наткнулся на первый номер журнала «Люди и песни», вышедший в 2004 году. Одна из статей разбередила душу и…

  • НЕ КВАСОМ ЗЕМЛЯ ПОЛИТА...

    (Мои первые книжки) Впервые -- почему-то без сносок -- опубликована в трёх номерах сетевого альманаха "Лебедь" (2000. № 174, 175,…

  • БУЛАТ ОКУДЖАВА О РОДИНЕ, О ПАТРИОТИЗМЕ И О БУДУЩЕМ (1981–1997)

    Уже с год по сетям бродит подборка из высказываний Булата Окуджавы. Называют её по-разному: то "Такого Окуджаву мы не знали", то как-то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments